Be ready for a long trip with...OdysseY

 

Фотогалерея Крит-2003 / Crete 2003  

Фотогалерея "Превратности питерской осени" / "The Vicissitudes of SPb's Fall"

Об авторах

Читайте

Крит

Греция

Чехия

Англия

Россия*

 

Дневник 2002

Рецепты национальной кухни


Где можно пообедать в Петербурге

Ваши истории

Зайдите к нам

Фотогалереи:

Крит вообще 
 фотохроника 2003

Guestbook

Напишите нам:
odys@narod.ru

 

 

 

Кносский
дворец

 

 

Комната с колоннамиКносский дворец - место известное. И даже если про такое местечко вы не слышали, уж наверняка читали в детстве про свирепого Минотавра, пожирающего всех направо и налево и обитающего в мрачном лабиринте.  Так вот Кносский дворец и есть тот самый лабиринт. Он уже не такой мрачный, чудовища там повывелись уже давно, а вот туристов понабежало - любой Минотавр умер бы от переедания, даже будь он с друзьями-каннибалами.

Само это слово - лабиринт - накрепко привязано к Криту и Дворцу. Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, использовалось для жертвоприношений и еще один Зевс знает для чего - ритуальным оружием была двусторонняя секира, символизировавшая умирание и возрождение Луны. Эту секиру и называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали это название - Лабиринт.

Панорама Кносского ДворцаКносский дворец находится в двух километрах от Ираклиона - столицы Крита. Дорогу туда найти несложно, ходят даже обычные автобусы. Но туристы почему-то предпочитают пользоваться услугами туристических агентств. В результате - транспорт втридорога, билет ровно вдвадорога, плюс абсолютно никудышная экскурсия с гидом, якобы владеющим вашим родным языком и, как правило, знающим куда меньше путеводителя. И добавьте к этому тот факт, что на осмотр всего громадного комплекса отводится примерно полтора часа, и сопровождается сие действо окриками типа "туда нельзя", "сюда нельзя", "а это не входит в экскурсию" и "у вас 15 минут чтобы отстоять очередь и осмотреть тронный зал, если кто захочет, а так встречаемся у выхода (до которого примерно 15 минут ходьбы и наберется)". В общем, мы не совсем поняли ценности этой услуги, хотя и воспользовались ею по неопытности, так что пришлось нам посетить дворец дважды. Надо сказать, удовольствие мы получили отменное. Как аппетит у Минотавра, примерно.Кладовые Кносса теперь открыты для всех

Дворцовый комплекс и поражает воображение, и будит его, и это все одновременно. Почти невозможно представить, что примерно четыре тысячи лет назад (да простят меня историки за неточности!) люди смогли отстроить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И это все на склоне горы, и это все снабжено канализацией (!), водопроводом (!!) и это все освещается и проветривается, и это все еще и защищено от землетрясений (чего даже в наши дни горе-домостоители никак не могут сделать). Что и говорить - много мудрее нас были наши предки по греческой линии. Они смогли разместить в одном месте и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приема гостей, и мастерские, и покои самого Миноса. (А еще и Минотавра где-то поселили). И все эти разнородные постройки создали один грандиозный архитектурный комплекс, при этом совершенно не мешая друг другу.  Правители тоже были мудрее и при этом несколько проще и "ближе к народу". Можете ли вы представить себе, что президент России живет напротив, скажем, Кировского завода, а во дворе его дома расположен рынок и пост милиции? То-то. А вот Минос жил в таких условиях, и, как показывает история, правил ничуть не хуже. 

Ну вот мы и в КноссеИстория Кносса - авантюрный роман, и с ним по напряженности сюжета может соперничать, наверное, только история археологических открытий конца 19-начала 20 века.

Кносс - сердце Крита, его древняя столица. Но Кносс - еще и то место, где была основана вся европейская цивилизация, какую мы ее сейчас знаем. До Кносса по обширным просторам Европы кочевали дикие разрозненные племена, которые ничего не оставили нам в память о себе, за исключением разве что скелетов в пещерах и руин примитивных городищ. История Европы началась здесь, на Крите, в Кноссе, и мы знаем ее в большей степени по древнегреческим сказаниям, и в меньшей - по данным археологов. В Кноссе ну очень жарко

Примерно 9000 лет назад сильные северные ветры пригнали из южных районов современной Греции примитивные лодки с переселенцами. В то же время сильные южные течения прибили к берегам гостеприимного острова поселенцев из районов современных Израиля, Сирии, Ливана... Эти поселенцы не имели ничего общего с современными народами, населяющими эти страны. За несколько тысячелетий на острове сформировался народ, который постепенно заселил соседние острова Эгейского моря, положив начало Эгейской цивилизации. Примерно 5000 лет назад в долинах Тигра и Ефрата стали строить дворцовые комплексы, от которых сейчас уже ничего не осталось, и города, которые были уже стары, когда Библия описала их...

Культурное влияние могущественных ближневосточных цивилизаций, много позже породивших Гильгамеша и первый в истории кодекс законов, проникало везде. Но самое сильное влияние смогла оказать эта культура на уже подготовленную к дальнейшему развитию эгейскую цивилизацию.

Подвалы дворца. Где ты, Минотавр?Мы не знаем, и никогда уже не сможем точно узнать, как проникла на Крит культура древних народов ближнего востока. Мы только знаем, что примерно 4000 лет назад, 2100 лет до нашей эры, на Крите началась совершенно новая эпоха, ознаменовавшая себя прежде всего постройкой дворцового комплекса, который не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.

Район Кносского дворца был заселен и ранее - первые поселения там были основаны 6000 лет назад. Однако с постройкой дворца Крит, критская цивилизация перешла на новую ступень развития. Роль равного в Эгейском мире больше не устраивала Крит. Крит быстро становился центром этого мира, сильнейшим и наиболее развитым государством, наиболее продвинутым и технологически развитым обществом.

Тогда как во всем мире в это время города и дворцы окружали стенами - дворцы Крита, прежде всего Кносс - строились в местах с лучшими коммуникациями, доступом к морю и внутренним областям острова. Жители Кносса боготворили быков и повсюду ставили их рога

Нам сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадаться только, что они пришли на Крит вместе с волной ближневосточной цивилизации, которая и строила дворцы на Крите. Однако мы точно знаем, что обожествление быков, столь свойственное земледельческим цивилизациям долины Тигра и Ефрата, достигло на Крите своего апогея, лишившись, впрочем, своего исторического, земледельческого смысла. Действительно, зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей - и - чуточку - морским же разбоем, поклоняться быкам?  Они, критяне, выдумали новый смысл поклонению быку. Они, не мудрствуя лукаво, изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка. Ему, сотрясателю земли, отцу коней и повелителю морей, они и поклонялись. Сам ритуал поклонения был обставлен со свойственным Криту изяществом, которое так и не смогли понять материковые греки, придумавшие "чудовище" Минотавра, пожиравшего афинскую дань...

Замечательные дворцовые фрески запечатлели танцы с быками, которые с сегодняшней кровавой корридой с заранее предрешенным финалом (это ведь только в анекдоте "исход корриды бывает разный") имеют гораздо меньше общего, чем мы с древними минойцами. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры (их набирали на материке, это исторический факт, в котором после открытий Эванса и Шлимана вряд ли кто-нибудь сомневается, но вовсе не для особо жестокого убийства путем пожирания Минотавром, а для распространения своей культуры на материк) играли с быком, обманывали его, прыгали через него... Эти танцы выросли из обычая земледельцев приносить человеческие жертвы - земле, конечно, не быкам, но к моменту расцвета Минойской цивилизации уже ничего общего с ними не имели. Так что легендарный Тезей, устроивший резню в Лабиринте и ухлопавший там священного быка особых подвигов не совершал... Не понял малость...  Вход на дворцовую лестницу

 Минос, легендарный правитель Крита, Минос, из своего Кносского дворца повелевавший всем средиземноморьем - Минос стал знамением всей предисторической эпохи, начавшейся с постройки Кносского дворца и закончившейся Троянской войной. Много позднее Гомер назовет это время временем героев, полукровок богов и людей. Гомер, которому так долго не верили, опять окажется прав - в то время не было правителей, не было царей. Был Гильгамеш... Были Фараоны - живые боги. Были Миносы - которые указывали Зевсу и Гадесу, как судить людей...Дворцовый портик

И все-таки не зря Миноса взяли на столь высокую должность. Минос умный был... Понятие "логистика", ставшее столь популярным в конце 20 века нашей эры, вряд-ли поразило бы древних критян. Они не зря не строили стен вокруг своих городов... Миносы не зря связали свой остров, на котором и сейчас ох как не просто строить автотрассы, сетью мощеных камнем дорог.

Крит был центром эгейского мира. И если египтяне панически боялись моря - для критян оно было лучшим другом, помощником и защитником. До троянской войны, обозначившей конец Эгейского мира, Крит господствовал на море.

Все это нашло свое отражение в Кноссе.

Фреска. Почему-то называется "Голубые госпожи".Фрески, осыпавшиеся, но до сих пор не потерявшие живость красок, роспись потолков и стен - все эти дельфины, волны, быки, ладьи...  это переносит посетившего Кносский дворец в ту эпоху, когда создавался миф о Минотавре и Миносе, воображение начинает вытворять совершенно непредсказуемые Такие узкие проходы наводят на мысль о лабиринтевещи. Узкие многочисленные лестницы и переходы, световые колодцы, колонны и дворики напоминает настоящий лабиринт Минотавра. Можно понять Эванса, который, раскопав такое чудо архитектуры загорелся желанием восстановить все как было и дал волю воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои. Зал Двойного Топора. Комната Росписи Восьмисторонних Щитов. Дом настенных Росписей. Дорога Триумфальных Шествий. Здесь есть даже  Коридор Расписного Горшка. Заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески... Но современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Всемирно известная фреска "Принц с лилиями", ставшая практически одним из символов Крита, оказалась на поверку вовсе не принцем а "двумя борцами и дамой в пышном платье". Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносс был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид. Сколько еще сюрпризов такого рода скрывают стены Кносса? Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением - Фера, как оказалось, была совсем не причем. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносса погасили дрожь землетрясения, дворец выстоял и просуществовал еще около 70 лет, после чего был разрушен пожаром. Даже в те далекие времена неосторожное обращение с огнем часто имело фатальные последствия. Так что, уходя - гасите свет, газ и прочие огнеопасные устройства. Кносс - не Кносс, а квартиру тоже жалко...

Есть во дворце и тенистые уголкиКносс, вопреки рассказам экскурсоводов, не ограничивается только дворцовым комплексом. Рядом с ним располагаются виллы и постройки того же времени, не так хорошо отреставрированные, не так хорошо сохранившиеся, но тем не менее, очень интересные. За театром и Дорогой Триумфальных шествий расположен так называемый "неисследованный дом" - нечто вроде гостиницы для приезжавших купцов и критской знати. Почти полностью погруженная в землю и Руины "неисследованного дома"заросшая деревцами постройка, которая еще на рассталась со своими загадками...И конечно рядом с дворцом до сих пор существует ничем не примечательная но очень живописная деревушка с соответствующим названием...

Сложно представить, что за люди жили в таком дворце в те времена. Еще сложнее поверить, что все это было построено руками обычных людей. Загадок Кносса хватит еще надолго. Во многих местах во дворце до сих пор ведутся раскопки, а в залах Археологического музея в Ираклионе  появляются  новые витрины для экспонатов.

 

 

Один из внутренних двориков Лестница дворцового театра

 

Сайт создан в системе uCoz