|
Читайте
Фотогалереи:
Напишите нам:
|
Приезжая в Дельфы, вы сразу понимаете, почему это место считалось священным. Представьте себе отвесные исполинские скалы, на которых тут и там развешаны предупреждения "Danger! Falling rocks", узкую ленту дороги, а по другую сторону - великолепный вид на долину с оливковыми деревьями. Добавьте к этому узкую расщелину между скал, заросшую зеленью, сквозь которую пробивается знаменитый Кастальский ключ. В таком месте только храмы и строить. Развалины Дельфийского святилища занимают южные склоны Парнаса под двумя скалами - Гиампией и Навплией. Своей славой святилище обязано оракулу-прорицателю, который обладал способностью предсказывать будущее. Существует теория, что предсказания эти совершались под действием испарений или газов, которые поднимались из расщелины вместе с водами Кастальского ключа. Пифии, находясь под наркотическим воздействием этих испарений впадали в своеобразный транс и давали неясные, окутанные тайной, ответы на вопросы, которые потом истолковывались как предсказание будущего. Дурман дурманом, но кто знает... Первое прорицалище в Дельфах было посвящено Гее-Земле, богине-матери, культ которой является одним из древнейших, и восходит к доисторической эпохе матриархата. Вместе с Геей здесь оказывались почести ее супругу Посейдону и дочери Фемиде. {ЧИТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ СПРАВКУ} Только много позднее на смену древним богам пришел Аполлон, сын Зевса, прибывший в эти места с острова Делос. Смена власти не обошлась без трудностей - мифы повествуют о борьбе Аполлона со змеем Пифоном, стражем святилища Геи. Чтобы очиститься от пролитой крови, после победы над Пифоном Аполлон отправился с Олимпа в добровольное изгнание в Темпейскую долину, где восемь лет пас стада царя Фер Адмета. После этого Аполлон возвратился в Дельфы и занял отвоеванную территорию. В Дельфах Аполлона почитали как бога света, музыки, гармонии и порядка. Он также обладал пророческим даром, который являл людям посредством прорицаний, помогая тем самым в решении больших и малых проблем. Со всех концов известного в те времена мира прибывали представители различных государств, чтобы получить совет в решении больших государственных дел - основания колоний, законодательства, исхода войны. Простые люди, не обремененные государственными заботами, спрашивали пифий о своих личных делах - о свадьбах, путешествиях, урожае, ценах на вино и оливки. Они приносили жертвы и платили установленную плату, после чего ждали, когда бог устами пифии даст им ответ в форме нечленораздельных восклицаний, которые истолковывались специально обученными жрецами. Первоначально прорицания проводились только раз в году - седьмого числа месяца бисия (февраль-март), в день рождения Аполлона. Можно себе представить, сколько было желающих получить предсказание! Поэтому спустя некоторое время возросшие требования рынка были учтены, и прорицания стали совершаться каждый месяц, за исключением трех зимних месяцев, когда Аполлон удалялся на каникулы в страну гипербореев, а на его место приходил заместитель - весельчак Дионис. Весельчак-то он весельчак, но Дионис - тоже отражение первичных богов плодородия (вспомним только Дионисии - празднества в его честь!). Так древние боги вернулись в Дельфы. Какова же была процедура предсказания, столь таинственная и значительная? Например, вы хотите узнать судьбу курса доллара на ближайшие пять лет. Вы, как и все остальные феопропы - вопрошающие бога - приезжаете в Дельфы, находите место, где можно бросить свои пожитки, потом направляетесь в храм. Вы должны уплатить налог, который называется pelanos, а после этого принести в жертву черную козу без единого телесного изъяна. Так что козой надо запастись заранее, тем более учитывая вполне понятный дефицит подобных животных. Если жертва окажется благоприятной, вам разрешат войти в храм и получить прорицание. Вот оно, самое интересное. Перед прорицанием пифия должна была совершить определенный обряд. Она, как и жрецы и феопропы (это вас касается - вам тоже придется купаться в холодной водичке), сначала совершала очищение в воде Кастальского ключа, затем входила в храм, совершала воскурение в очаге, где всегда поддерживался огонь, затем спускалась в пещеру, где должна была прорицать. В эту пещеру могла входить только пифия - жрецы-толкователи и вопрошающие оставались снаружи. В пещере протекал источник Кассотида, от которого поднимались испарения, пророческий треножник, на котором восседала пифия во время пророчеств и омфал (В современной трактовке - пуп земли, центр обитаемой вселенной. Очевидно, в святилище, изначально посвященном божествам плодородия, это был банальный фаллический символ). В пещере пифия поднималась на треножник, стоявший рядом с омфалом, пила воду из источника Кассотиды, жевала листья лавра и вдыхала испарения. Трудно сказать, что из вышеперечисленного приводило пифию в состояние исступления, но вскоре она начинала издавать нечленораздельные звуки. Толкование этим звукам давали жрецы, которые слушали пифию из соседнего помещения, записывали пророчество в стихотворной форме (а позже, когда посетителей стало очень много - и просто прозой) и давали ответ феопропам. Вот вы и получили свое предсказание. Может, лучше было оставить козу себе? Ответы чаще всего были противоречивыми, неясными, и нередко к вопросу не относящимися. Но верующие были глубоко убеждены в том, что постичь волю богов нелегко, поэтому не сомневались в истинности прорицаний. Таким образом авторитет Дельф оставался незыблемым многие века. Прорицалище оказывало решающее влияние на жизнь Греции. Даже занимаемая святилищем необъективная позиция, в особенности во время греко-персидских войн, когда жрецы из страха перед персами стали проводить проперсидскую политику, не смогла поколебать веру греков в прорицания. Со временем благодаря своей популярности Дельфы стали не только религиозным, но и крупным культурным центром. В Дельфах раз в четыре года проводились Пифийские игры - вторые по значимости всеэллинские состязания после Олимпийских. Игры продолжались восемь дней. Победители получали в награду лавровый венок - венок из ветвей священного дерева Аполлона, а также право поставить на территории святилища свою статую. Для проведения игр в Дельфах был построен стадион, где проводились состязания в беге. кулачных боях, пятиборье, театр для проведения состязаний в музыке и поэзии. А на равнине Хрисоса был организован ипподром для конных состязаний. Был в Дельфах и свой гимнасий, который использовался до римской эпохи. Такая вот Олимпийская деревня. В пятом веке до нашей эры святилище переживает наибольший расцвет. В это время здесь сооружаются великолепные постройки, появляются богатые посвятительные дары от частных лиц, городов и даже государств, например, от лидийского царя Креза. На территории Дельф при раскопках было обнаружено потрясающее количество статуй, керамики и прочих щедрых даров. После постигшего Дельфы в 548 году до н.э. пожара, а впоследствии - в 373 году до н.э. - землетрясения, которые разрушили храм Аполлона, восстановление святилища проходило на деньги которые были собраны жителями всей Греции.
Немного о Кастальском ключе. Когда вы подъезжаете к Дельфам по шоссе со стороны гимнасия, вы видите большую скалу, называемую в настоящее время Флебукос. Именно из нее течет Кастальский ключ, тесно связанный с деятельностью святилища. Из практических соображений, а также в качестве благодарственного дара богу, источнику придано архитектурное обрамление. В скале высечено прямоугольное открытое пространство. к которому можно спуститься по ступеням. В глубине этой своеобразной ниши высечен продолговатый резервуар, где собирается вода источника. В каменной стене фасада - семь отверстий, которые в древности были снабжены бронзовыми изображениями львиных голов, из пастей которых текла вода в резервуары поменьше. Ниши рядом с резервуаром предназначались для подношений даров нимфе Касталии, в ее честь и был назван источник. Сейчас сохранился только один маленький резервуар с подставкой посередине. На эту подставку ставили сосуды те, кто приходил сюда за водой. К сожалению, из-за угрозы обвала скалы и постоянных камнепадов, подход к источнику для туристов закрыт. Но если охранник отвернется...
Про Дельфы можно писать бесконечно. Если в этом тексте вы не нашли того, что вас интересует - пишите, мы непременно ответим.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА Как известно всем, кто читал греческие мифы по Куну, Посейдон никак не мог приходиться мужем Гее - он, в лучшем случае, был ее внуком (ГЕЯ-УРАН (небо) => КРОН - РЕЯ => Вся бравая семейка олимпийцев, в том числе и Зевс с Посейдоном). Фемида - вообще Зевсова дочка. Так вот, вся эта генеалогия является позднейшим напластованием - изначально святилище было посвящено богам плодородия, то есть Гее и Посейдону, земле и ее колебателю, и существовало оно еще в то время, когда функционального разделения богов еще не произошло. Существовало всего два божества, два начала - женское и мужское. Мифы сохранили для нас и историю основания святилища (конечно, изрядно искаженную), и даже воспоминания об основавших святилище чужестранцах. Один из мифов, описывающих основание Дельф, рассказывает, что Аполлон, решивший основать храм и прорицалище, долго пытался подобрать для этого храма соответствующий персонал. Очевидно, в темной по тем временам Элладе никого не нашел. И, изрядно огорчившись, обратил свой взгляд к морю (с чего бы это? ведь море-то Посейдонова поляна?). Увидев там корабль с критскими купцами, он послал дельфинов, которые заманили моряков в Итию, где с тех пор находится гавань Дельф. Так был основан оракул, который оказывал влияние на Элладу на протяжении всей ее истории. Отметим в завершение, что культ богини-матери на Крите существовал очень долго, и сохранился даже в эпоху патриархата. Так что можно смело предположить, что святилище было основано критянами, и поклонялись там, конечно, не Аполлону, а Гее и богу моря. Впоследствии, уже когда небесная власть в Дельфах поменялась, эллины резво перекрестили Посейдона в Апполона, и легенда приобрела сегодняшний вид. Судя по тому, что мы знаем в настоящее время о Крите и способах распространения его влияния в Эгейском мире, пример с Дельфами может служить типичным образцом установление длительного культурно-политического контроля над местными племенами.
|